Хорошо забытое старое – применяемые нормативные акты по бухгалтерскому учету времен СССР
В настоящее время в части не противоречащей действующему законодательству применяется Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983, № 105, некоторые разделы которого не утратили актуальности по сегодняшний день.
В статье 54 Налогового Кодекса РФ, посвященной общим вопросам исчисления налоговой базы, в п.1 в частности указано, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе регистров бухгалтерского учета. В п.1 статьи 252 Налогового Кодекса РФ установлено, что расходами, уменьшающими полученные доходы, признаются документально подтвержденные затраты. В статье 313 Налогового Кодекса РФ об общих положениях по налоговому учету говорится о том, что подтверждением данных налогового учета являются, в том числе, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Требования к первичным учетным документам изложены в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». То есть, для целей налогообложения применяются первичные учетные документы, составленные по правилам бухгалтерского учета.
В этой связи имеет смысл обратить внимание на следующие выдержки из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете:
Пункт 2.11 Положения: На предприятии, в учреждении руководителем утверждается по согласованию с главным бухгалтером перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов.
Пункт 2.17 Положения: Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнения реквизитов), по содержанию. (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей).
Пункт 2.20 Положения: Первичные документы, прошедшие обработку, должны иметь отметку, исключающую возможность их повторного использования: при ручной обработке - дату записи в учетный регистр, а при обработке на вычислительной установке - оттиск штампа контролера, ответственного за их обработку.
Пункт 2.21 Положения: Все документы, приложенные к приходным и расходным кассовым ордерам, а также документы, послужившие основанием для начисления заработной платы, подлежат обязательному гашению штампом или надписью от руки "Получено" или "Оплачено" с указанием даты (числа, месяца, года).
Пункт 3.3 Положения: Информация о хозяйственных операциях, произведенных предприятием, учреждением за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.
Раздел 4 Положения - Исправление ошибок в первичных документах и учетных регистрах – актуален полностью.
Пункт 4.1. В тексте и цифровых данных первичных документов и учетных регистров подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.
Пункт 4.2. Ошибки в первичных документах, созданных вручную (за исключением кассовых и банковских), исправляются следующим образом: зачеркивается неправильный текст или суммы и надписывается над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.
Пункт 4.3. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью "исправлено", подтверждено подписью лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.
Пункт 6.8 Положения: В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждения назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации.
Пункт 4 ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) требует обязательного утверждения правил документооборота. В настоящее время Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете является единственным действующим документом, содержащим порядок организации документооборота в организации – раздел 5.
Пункт 5.1 Положения: Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив - документооборот) регламентируется графиком.
Особенности документооборота в условиях механизации (автоматизации) бухгалтерского учета определены соответствующими нормативными документами.
Пункт 5.2 Положения: Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается приказом руководителя предприятия, учреждения.
Пункт 5.3 Положения: График должен устанавливать на предприятии, в учреждении рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота должен способствовать улучшению всей учетной работы на предприятии, в учреждении, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации и автоматизации учетных работ.
Пункт 5.4 Положения: График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Пример графика документооборота в виде перечня работ приведен в Приложении к Положению.
Пункт 5.5 Положения: Работники предприятия, учреждения (начальники цехов, мастера, табельщики, работники планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщики, подотчетные лица, работники бухгалтерии и другие) создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.
Пункт 5.6 Положения: Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
Пункт 5.7 Положения: Контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер.
Приложение
к Положению о документах
и документообороте
в бухгалтерском учете
ПРИМЕР ГРАФИКА ДОКУМЕНТООБОРОТА ПО ПРЕДПРИЯТИЮ, УЧРЕЖДЕНИЮ
Утверждено приказом N _____ от __________________
|
Создание документа |
Проверка документа |
Обработка
|
Передача
| |||||||||
коли-
|
ответ-
|
ответ-
|
ответ-
|
срок
|
ответ-
|
кто
|
поря-
|
срок
|
кто
|
срок
|
кто
|
срок
| |
Требование.. |
2 |
цех |
ОМТС
|
склад |
еже-
|
бух-
|
1
|
при
|
еже-
|
бух-
|
еже-
|
бух-
|
по
|